Российские игрушки должны быть качественными, доступными, безопасными для детей
15 декабря в Госдуме состоялись парламентские слушания на тему «Законодательное регулирование в сфере игровой и цифровой продукции для детей: проблемы и решения». Заместитель Председателя Государственной Думы С.С. Журова, открывая парламентские слушания, отметила:
«Сегодня нам предстоит обсудить одну из актуальнейших проблем современного детства, обменяться мнениями и выработать рекомендации по совершенствованию российского законодательства в области детской игровой и цифровой продукции.
В работе парламентских слушаний принимают участие представители законодательных и исполнительных органов государственной власти 52 субъектов Российской Федерации, а также представители бизнес-сообщества и профессиональных общественных объединений – Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, Национальной ассоциации игрушечников России и других общественных объединений.
Уважаемые коллеги, обсуждение вопросов совершенствования законодательства в области детской игровой и цифровой продукции приобретает особую актуальность в свете Послания Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором особо подчеркивается, что забота о будущих поколениях – это самые надежные, умные и благородные инвестиции.
Качество жизни российских детей во многом определяется состоянием социальной инфраструктуры, в том числе и состоянием детской игровой среды. И решение проблем безопасности, доступности игр и игрушек, их соответствия российскому менталитету, национальным традициям предполагает серьезную и вдумчивую работу, и в первую очередь работу по совершенствованию законодательства в данной сфере.
В течение последних лет отмечаются тенденции количественного роста отечественных производителей детской игровой продукции. Отрадно отметить, что их численность в 2009 году по сравнению с 2006 г. увеличилась почти вдвое. Российские производители детской игровой продукции обладают достаточным потенциалом для того, чтобы удовлетворить изменившиеся запросы потребителей. На отечественном рынке за эти годы появились сразу несколько сильных компаний и соответственно широко узнаваемых брендов. Таких, например, как «Смешарики», «Русский стиль», «Мир детства», «Новый диск», «Звезда», «Нордпласт».
Тем не менее, доминирующее положение на рынке игровой продукции, по-прежнему занимает импорт – его доля составляет более 80%.
Одной из острейших проблем эффективного развития отрасли детской игровой продукции является воспроизводство инноваций от идеи до вывода их на рынок. Сказывается отсутствие инфраструктуры по разработке, внедрению и продвижению новых производств, а также новых моделей детских детской игровой продукции, конкурентоспособных как на внутреннем, так и внешнем рынках.
Мы понимаем, что далеко не все предприятия в состоянии самостоятельно в достаточной мере проводить крайне необходимую модернизацию производства и предложить на рынок перспективные разработки.
Необходима активная и взвешенная государственная политика в отношении регулирования и поддержки индустрии детских товаров, детской игровой и цифровой продукции, которая должна быть направлена:
- на формирование нового индустриального облика данной сферы экономической деятельности. При этом ставка должна быть сделана на современные, так называемые «умные производства»,
- на развитие – технопарков, технико-внедренческих зон, научного и образовательного комплексов (научных и инновационных центров), специализирующихся в данной сфере.
- на стимулирование пилотных проектов и важнейших государственно-значимых инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению в области производства инновационной, востребованной рынком продукции нового поколения на базе применения частно-государственного партнёрства.
В связи с этим особое значение приобретает реализация первого пилотного проекта по созданию технопарка по производству игр и игрушек в Самарской области, поддержанного Минпромторгом России, Администрацией Самарской области.
Успешная реализация данного проекта позволит не только решать конкретные экономические задачи Приволжского региона в сфере индустрии детских товаров, но и проработать модель инвестиционного проекта государственного значения и тиражировать подобный опыт в другие регионы.
Индустрия детских товаров и детской игровой продукции — это многопрофильный и социально значимый сектор российской экономики. Наращивание объемов производства качественных детских товаров не только представляет ценность для экономики, но и общества в целом.
Мощная индустрия детских товаров и детской игровой продукции – это один из реальных способов влияния на формирование благополучной, экологически здоровой и развивающей среды детства, удовлетворяющей общественные потребности в развитии социальной инфраструктуры для детей, обеспечении их полноценной жизни, образования, воспитания, отдыха и оздоровления.
Сегодня нам предстоит также обсудить широкий круг вопросов, связанных с развитием цифровой продукции для детей, в том числе развитием детского телевещания, анимации, детского и семейного кино. Кстати, во многом развитию более грамотного подхода к продаже и приобретению цифровой продукции для детей, детских игрушек послужит законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который будет в третьем чтении рассматриваться Госдумой. Этот законопроект содержит очень позитивный потенциал для создания в стране благоприятной ситуации для семей с детьми.
Приглашаю Вас к конструктивному обсуждению темы парламентских слушаний».