Доклады и выступления

Российские игрушки должны быть качественными, доступными, безопасными для детей

15 декабря в Госдуме состоялись парламентские слушания на тему «Законодательное регулирование в сфере игровой и цифровой продукции для детей: проблемы и решения». Заместитель Председателя Государственной Думы С.С. Журова, открывая парламентские слушания, отметила:

«Сегодня  нам предстоит обсудить  одну из актуальнейших проблем современного детства, обменяться мнениями и  выработать рекомендации по совершенствованию российского законодательства в области детской игровой и  цифровой продукции.

В работе парламентских слушаний принимают участие представители   законодательных и исполнительных органов государственной власти 52 субъектов Российской Федерации, а также  представители бизнес-сообщества и профессиональных общественных объединений – Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, Национальной ассоциации игрушечников России  и других общественных объединений.

Уважаемые  коллеги,  обсуждение  вопросов совершенствования законодательства в области детской игровой и цифровой продукции приобретает особую актуальность в свете Послания Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному  Собранию Российской Федерации, в котором особо подчеркивается, что  забота о будущих поколениях – это самые надежные, умные и благородные инвестиции.

Качество жизни российских детей  во многом определяется состоянием социальной инфраструктуры, в том числе и состоянием детской игровой среды. И решение  проблем безопасности, доступности игр и игрушек, их соответствия российскому менталитету, национальным традициям  предполагает серьезную и вдумчивую работу, и в первую очередь работу по совершенствованию законодательства в данной сфере.

В течение последних лет отмечаются тенденции количественного роста отечественных производителей детской игровой продукции. Отрадно отметить, что их численность в 2009 году по сравнению с 2006 г. увеличилась почти  вдвое. Российские производители детской игровой продукции обладают достаточным потенциалом для того, чтобы удовлетворить изменившиеся запросы потребителей.  На отечественном рынке за эти годы появились сразу несколько сильных компаний и соответственно широко узнаваемых брендов. Таких, например, как  «Смешарики», «Русский стиль», «Мир детства», «Новый диск», «Звезда», «Нордпласт».

Тем не менее,  доминирующее положение на рынке игровой продукции,  по-прежнему занимает импорт – его доля составляет более 80%.

Одной из острейших проблем эффективного развития отрасли детской игровой продукции   является воспроизводство инноваций от идеи до вывода их на рынок. Сказывается отсутствие инфраструктуры по разработке, внедрению и продвижению новых производств, а также новых моделей детских детской игровой продукции, конкурентоспособных как на внутреннем, так и внешнем рынках.

Мы понимаем, что далеко не все предприятия в состоянии самостоятельно в достаточной мере проводить крайне необходимую модернизацию производства и предложить на рынок перспективные разработки.

Необходима активная и взвешенная государственная политика в отношении регулирования и поддержки индустрии детских товаров, детской игровой и цифровой продукции, которая должна быть направлена:

- на формирование нового индустриального облика данной сферы экономической деятельности. При этом  ставка должна быть сделана на современные, так называемые «умные производства»,

- на  развитие – технопарков, технико-внедренческих зон, научного и образовательного комплексов (научных и инновационных центров), специализирующихся в данной сфере.

- на стимулирование пилотных проектов и важнейших государственно-значимых инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению в области производства инновационной, востребованной рынком продукции нового поколения на базе  применения частно-государственного партнёрства.

В связи с этим  особое значение  приобретает реализация первого пилотного проекта по созданию технопарка  по производству игр и игрушек в Самарской области, поддержанного Минпромторгом России, Администрацией Самарской области.

Успешная реализация данного проекта позволит  не только  решать  конкретные  экономические задачи  Приволжского региона в сфере индустрии детских товаров, но и проработать модель инвестиционного проекта государственного значения и   тиражировать подобный опыт   в другие регионы.

Индустрия детских товаров и детской игровой продукции — это многопрофильный и социально значимый сектор российской экономики. Наращивание объемов производства качественных детских товаров не только представляет ценность для экономики, но и общества в целом.

Мощная индустрия детских товаров и детской игровой продукции – это один из реальных способов влияния на формирование благополучной, экологически здоровой и развивающей среды детства, удовлетворяющей общественные потребности в развитии социальной инфраструктуры для детей, обеспечении их полноценной жизни, образования, воспитания, отдыха и оздоровления.

Сегодня нам предстоит также  обсудить широкий круг вопросов, связанных с развитием  цифровой продукции для детей, в том числе развитием детского телевещания, анимации,   детского и  семейного кино. Кстати, во многом развитию более грамотного подхода к продаже и приобретению цифровой продукции для детей, детских игрушек послужит законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который будет в третьем чтении рассматриваться Госдумой. Этот законопроект содержит очень позитивный потенциал для создания в стране благоприятной ситуации для семей с детьми.

Приглашаю Вас к конструктивному обсуждению темы парламентских слушаний».

Выступление С.С. Журовой на парламентских слушаниях «О состоянии поискового движения в России и работе по увековечению памяти погибших в ВОВ. Нормативно-правовые аспекты».

«Тема поискового движения мне близка не только как куратору Комитета по делам молодежи, этими вопросами я вплотную занимаюсь уже 4 года. Работая в Законодательном собрании Ленинградской области, я так же курировала вопросы молодежной политики, и могу сказать, что в Ленобласти развито поисковое движение, по причине довольно печальной – очень много не захороненных, оставленных в то страшное время на полях сражений солдат и сегодня находят на Невском пятачке, Синявинских высотах, во многих других местах. Поисковая работа – огромный кропотливый труд по восстановлению отдельных страниц истории Великой Отечественной войны, по установлению фактов, имеющих отношение к судьбам погибших. Я неоднократно проводила встречи с поисковиками, на которых ребята с большим энтузиазмом рассказывали о своей работе. Они не только находят останки солдат, чтобы предать их земле, но и, по возможности, пытаются выяснить их имена, а затем проводят всю работу по поиску родственников. Поисковая деятельность важна и как воспитательная работа, и как исследовательская. Поэтому поисковикам необходимо обеспечить доступ к архивным материалам для установления родственников погибших. Нельзя создавать искусственных преград для молодых людей, желающих больше узнать об истории своей страны, сконцентрированной в судьбах ее защитников.

Найденные предметы быта, медальоны ребята-поисковики отдают в музеи. В начале октября этого года я была в музее Синявинской средней школы, где сохранены вещи не только наших, но и немецких солдат. Это значимый шаг в общей политике примирения. В Синявинский школьный музей приезжали немецкие родственники погибших, которые уже не чаяли получить какую-либо информацию о своих близких.

Мы все знаем, что есть также прецеденты недобросовестного отношения к поисковой работе так называемых «трофейщиков», «черных копателей», преследующих исключительно корыстные интересы. В их отношении надо принимать жесткие санкции.

7 мая этого года на встрече с ветеранами и участниками военно-патриотических клубов Дмитрий Анатольевич Медведев выразил свою готовность рассмотреть все предложения по нормативно-правовому регулированию деятельности поискового движения. Думаю, что наша сегодняшняя задача – сформулировать эти предложения, которые впоследствии должны приобрести форму закона.

В связи с этим не могу не озвучить опасения самих поисковиков: ребята считают, что участие в поисковой работе могут ограничить для лиц до 18 лет. Если такие ограничения будут прописаны в законе, я эту инициативу не поддержу. Потому что именно школьники с 14 лет особенно активно принимают участие в поисковых работах. Если говорить про патриотическое воспитание молодежи, то именно те ребята, которые еще учатся  в школе, за 3-4 года поисковых работ становятся потенциальными военными и с удовольствием идут служить в армию. В поисковых отрядах они практически проходят начальную военную подготовку, ведь там очень строгая дисциплина.

Я желаю всем продуктивной работы, и в завершении выступления не могу удержаться от слов благодарности всем поисковым отрядам, которые занимаются значимым и благородным делом!»

Доклад С.Журовой на Форуме «Россия — спортивная держава»

Идеи устойчивого развития находят в России все больше сторонников. Активно проводящиеся сегодня в жизнь, они отвечают требованиям времени и могут самым решающим образом повлиять на наше будущее. То есть сыграть важную роль в определении государственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейшего реформирования нашей страны.

Для их успешной реализации наши основные усилия должны быть направлены на обобщение, передачу, применение и распространение общепринятых новейших жизненных стандартов и на использование нами самых передовых достижений, знаний и опыта. Ведь на протяжении всей истории человечества устойчивость развития общества обеспечивается именно за счет реализации новых идей, разработки более совершенных технологий, требующих лучшей организации и качества управления.

И конечно, все эти процессы должны найти свое цивилизованное отражение  в правовых актах и нормах. Очевидно, что сегодня нам необходимо строить нашу экономику и социальную политику на основе более строгих и четко прописанных правил, продуманных систем лицензирования, страхования, налогообложения, сертификации и т.д. И далеко не в последнюю очередь это относится к вопросам развития физической культуры и спорта в России, которые в настоящее время  являются важным социальным фактором, оказывающим мощное воздействие практически на все слои и сферы современного российского общества. Особенно важна роль физической культуры и спорта в социализации и воспитании подрастающего поколения, в формировании на перспективу образа и стиля жизни всего нашего народа.

В  начале XXI века вовлечение государства в спорт стало необходи­мостью. Причем речь здесь идет не только об инвестиционном участии государства в развитие спорта, но и о тщательной разработке законодательства в этой отрасли. Ведь эффективная спортивная политика может проводиться толь­ко при оптимальной координации деятельности всех органов, прямо или косвенно связанных со спортом. К тому же, не имея устойчивых механизмов реализации принятых законов, правовой базы, на основе которой должна осуществляться государственная политика, невозможно гарантировать конституционное право каждого гражданина Российской Федерации на занятия физической культурой и спортом. 

Уже далеко не за горами проведение в нашей стране такого грандиозного спортивного мероприятия, как  Сочинская Олимпиада, а у нас, по-прежнему, отсутствует Спортивный кодекс Российской Федерации. И, как следствие, мы имеем малоустойчивую систему управления физической культурой и спортом. А ведь Сочи-2014 после Ванкувера (нашей Нарвской битвы) должен стать для нас триумфальной Полтавой. Поэтому сегодня разработка и принятие цельной правовой доктрины отраслевого законодательства о спорте в условиях рыночных отношений – это важнейшая государственная задача. Ведь правовая незавершенность многих положений ныне действующего Федерального закона о спорте, и его слабая согласованность со многими другими нормативными правовыми актами вносит много противоречий в систему российского законодательства, а декларативное содержание многих его положений свидетельствует об отсутствии в нем реальных правовых механизмов, обеспечивающих их реализацию.

Необходимо в максимально короткие сроки создать полную юридическую базу для развития отношений в области детского, юношеского и профессионального спорта, урегулировать правовое положение спортсменов во всех видах спорта, обеспечить права и условия для физического воспитания и развития населения, привести в стройную систему весь массив нормативных правовых актов о спорте. 

Особенно хочу отметить, что физическая культура и спорт в России пока не имеют полноценного законодательно утвержденного постоянного источника материальных ресурсов. А эта отрасль крайне нуждается в инвестициях, спонсорстве, благотворительной деятельности. И чтобы в сферу индустрии спорта начали поступать средства от инвесторов, законодательно необходимо защитить их деятельность налоговыми льготами. Поэтому так своевременна инициатива Правительства РФ, внесшего 05.07.2010 г. в Госдуму законопроект, направленный на развитие благотворительной деятельности в РФ. Кроме того, при подготовке изменений в финансовое законодательство Российской Федерации в области спорта нужно изменить положения бюджетной классификации, согласно которой физическая культура и спорт сегодня не являются самостоятельным разделом функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а существуют лишь в виде подраздела статьи «Здравоохранение и физическая культура».      

Закон о спорте, как и другие принятые правовые акты, уже работает. И сегодня нашей задачей является мониторинг его практического применения, который должен нам помогать выявлять существующие в нем пробелы и направить не только нас, законодателей, но и органы исполнительной власти в дальнейшее русло совершенствования нормативно-правовой базы спортивной отрасли.

В ближайшие годы нам предстоит осуществить коренную перестройку российского спорта. Это и инновационное развитие нашего спортивного потенциала и капитала, и осмысленная социальная и кадровая политика, количественное и качественное улучшение спортивно-оздоровительной инфраструктуры, правовое сопровождение спортивной деятельности, улучшение адресной поддержки ветеранов и инвалидов спорта и многое другое.

Сегодня времени на раскачку уже нет. Президентом перед нами поставлена задача — устранить все имеющиеся законодательные рассогласования, причем, в самые короткие сроки. Для этого нам необходимо проанализировать и обобщить все имеющиеся у нас поправки и уточнения к действующему Закону и уже в осеннюю сессию единым пакетом внести их на рассмотрение Государственной Думы.

Решая все эти задачи, мы должны не забывать, что спортивное право – это динамично развивающаяся отрасль права, где теория и правоприменительная практика должны идти нога в ногу. Мы также не должны забывать о том, что законодательное регулирование в сфере физической культуры и спорта — это не просто фиксирование существующих отношений в отрасли, но и, прежде всего, механизм правовой защиты всех участников этих отношений – спортсменов, тренеров, работников учреждений, бизнесменов – участников рынка спортивной индустрии.

Саморегулирование – необходимый элемент развития гражданского общества и повышения социальной ответственности бизнеса

«Вопрос о деятельности саморегулируемых организаций на фармацевтическом  рынке сегодня является одним из крайне важных и актуальных. Это вполне объяснимо, учитывая внимание, которое уделяется этой социально значимой сферы со стороны высшего руководства страны. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев неоднократно подчеркивал, что развитие фармацевтической отрасли, включающей как производство инновационных и жизненно-необходимых лекарственных средств, так и создание цивилизованной системы обеспечения лекарствами населения, является одним из основных приоритетов в социально-экономической политике нашего государства.

Мне бы хотелось подчеркнуть именно последнее обстоятельство. Сегодня в стране делается очень многое для того, чтобы создать условия для формирования конкурентоспособной и современной фармацевтической промышленности. Как вы все знаете, в сентябре вступает в силу новый Закон об обращении лекарственных средств, закрепляющий, в том числе, и сроки перехода всей отечественной фармацевтической промышленности на международные стандарты качества GMP. Впервые в нашей стране срок модернизации целой производственной отрасли закреплен не ведомственным приказом, который, как известно, легко отменить или скорректировать, а Федеральным Законом. Этот шаг приблизит нас к тому, что, по крайней мере, в сфере официального, легального производства лекарств будет сделано все, чтобы на отечественном фармацевтическом рынке присутствовали только качественные препараты.  

Вместе с тем система лекарственного обеспечения населения – это не только внутрироссийское производство. Огромную роль в ней играют фирмы-импортеры, логистические и дистрибьюторские компании, аптечные сети и ЛПУ. К сожалению, на системном, комплексном уровне вопросы, связанные с безусловным обеспечением  качества лекарственных средств в период их обращения именно в этой сфере по прежнему не решаются. Формальное соблюдение требований контрольно-разрешительных органов к перевозке, хранению и реализации лекарственных средств по-прежнему оставляет определенные лазейки для попадания на рынок как недоброкачественных, так и откровенно фальсифицированных либо контрафактных препаратов. Очевидно, что существующая система может эффективно работать только тогда, когда имеет дело с добросовестными участниками рынка. Это напоминает известную поговорку насчет замка, который защищает только от честных людей…

Если снова вспомнить новый Федеральный закон «Об обращении  лекарственных средств», то, как известно, в отношении фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных  лекарственных средств Закон содержит лишь запрет на их продажу. Разработка специальных норм, устанавливающих ответственность за  производство, введение в оборот и реализацию фальсифицированных  лекарственных средств еще предстоит, как и повышение мер  ответственности за правонарушения в сфере их производства и реализации.

Отмечу, что официальные данные и экспертные оценки объема фальсифицированных  лекарственных средств (ФЛС) на отечественном рынке сильно разнятся.  Представители Росздравнадзора заявляют, что ежегодно реальное количество  ФЛС, выявленное на российском рынке, составляет не более 0,4% от всего  количества лекарственных средств. Ряд экспертов, подвергая сомнению эти  данные, называют цифры от 20 до 60%.  По оценке же Всемирной организации здравоохранения, доля ФЛС на нашем  рынке находится на уровне 12% от общей массы препаратов.

По данным  Генеральной прокуратуры РФ, доля подделок на рынке лекарств увеличилась с 8 до  12%, в прошлом году выявлено более 26,3 тыс. фактов хранения и реализации  некачественных лекарственных препаратов, около 2 тыс. продаж  фальсификатов и 1,5 тыс. продаж лекарственных средств с истекшим сроком  годности.       На информацию о росте объема ФЛС остро реагируют потребители. Так, по  данным соцопросов, порядка 40% жителей страны считают, что им продают  недоброкачественные или фальсифицированные препараты.

Сегодня на фармрынке России складывается неблагоприятная ситуация в сфере безопасности лекарственных средств. Особенно актуальной эта проблема стала на фоне финансового кризиса, так как недобросовестные участники рынка получают дополнительный стимул для того, чтобы экономить на качестве производства, хранения и дистрибьюции лекарств. И хотя в последнее время мы все чаще слышим о том, что основные экономические сложности остались позади, очевидно, что компании, в полной мере выполняющие все требования к качеству своей продукции или своего товара, находятся в менее выгодном положении по сравнению с теми, кто подобными требованиями пренебрегает. Появление же лекарств сомнительного качества или происхождения, производители или поставщики которых способны вытеснять с рынка добросовестных игроков, приводит не только к финансовым потерям последних. Речь идет о подрыве доверия населения к медицине и здравоохранению, реальной угрозе жизни и здоровью наших сограждан и, как следствие, к серьезным социальным потрясениям.

К тому же в целом ряде случаев (скажем, если речь не идет о препаратах из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств) посредники по-прежнему имеют возможность образовывать длинные цепочки, в силу чего зачастую невозможно определить происхождение поддельных лекарственных средств.

Очевидно, что исключительно мерами административного регулирования решить эту проблему невозможно – поскольку в реальности любые государственные решения, направленные на создание дополнительных барьеров на рынке той или иной продукции, в первую очередь бьют именно по добросовестным компаниям. Недобросовестные же игроки находят способы эти барьеры обходить.

В свете этого возникает вполне логичная мысль о том, что наиболее действенным способом защиты интересов добросовестных участников рынка для них является создание собственной саморегулируемой  профессиональной организации, способной не просто продекларировать некий набор норм и правил поведения на рынке, но и беспрекословно выполнять его. А самое главное – имеющей соответствующие юридические инструменты воздействия на своих участников, не выполняющих внутренние требования организации.

Первой такой организацией на российском фармрынке стала саморегулируемая организация «Стандарты фармацевтического рынка», созданная около года назад. За прошедший относительно небольшой срок она уже доказала свою дееспособность, не только продемонстрировав уверенную, активную и консолидированную позицию по целому ряду вопросов, но и добившись принятия более правильных решений по ним.

Впрочем, на мой взгляд, гораздо более важно то, что в этой организации удалось создать действительно объективную систему контроля качества продукции, включающую как сугубо технические средства, так и критерии оценки деятельности той или иной компании со стороны контрольно-дисциплинарных органов самого партнерства.

Иными словами,  помимо органа исполнительной власти, который, по закону «Об обращении лекарственных средств», в любом случае будет наказывать за появление, скажем, фальсификата, есть еще отдельный контроль, о котором договорились участники саморегулируемой организации между собой.

Причем, на мой взгляд, очень важным моментом является то, что саморегулируемая организация несет ответственность перед потребителем. И если какие-либо участники такой организации позволят себе пропустить на рынок фальсификат, пострадавшим потребителям будет выплачена компенсация за счет страхового фонда.

Создание подобных организаций – один из наиболее действенных способов защитить интересы огромного количества действительно квалифицированных, профессиональных и порядочных представителей фармацевтического бизнеса. Очевидно, что их творческий и профессиональный потенциал можно и нужно эффективно использовать только в условиях добросовестных и открытых отношений между всеми участниками рынка, мощным инструментом создания которых как раз и является саморегулирование.

Считаю, что создание в отрасли взаимодополняющей системы регулирования, направленной на обеспечение и сохранение качества лекарственных средств, должно быть построено на балансе интересов государства и предпринимателя, и в этом наша основная сегодняшняя задача».

Выступление С.Журовой на конференции «Демографическая политика в регионах» в Екатеринбурге, 2010г.

«В современной России предпринимаются системные меры по решению демографических проблем: так, в 2007г. указом Президента РФ была утверждена Концепция демографической политики РФ до 2025г., приоритетом которой является стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 — 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек.

В своем Послании Федеральному Собранию РФ 2009г. Президент РФ Дмитрий Медведев обратил внимание на улучшение демографической ситуации, достигнутое в результате реализации национального проекта «Здоровье» и новой демографической политики.

Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, членом которого я являюсь, проводит огромную мониторинговую и законотворческую работу, способствующую совершенствованию демографической политики в РФ. Хочу подчеркнуть, что проведение мониторинга демографической ситуации в регионах является необходимым элементом реализации демографической политики, поскольку для принятия управленческих решений требуется компетентный анализ существующих проблем. Следовательно, надо уделять внимание развитию научных исследований и подготовке кадрового потенциала для ведения этой работы.

Регионам необходимо стремиться изыскивать возможности для увеличения ежемесечных пособий на ребенка, а также иных видов пособий и социальных льгот. В регионах должна быть установлена сумма пособия на воспитание ребенка в зависимости от доходов населения. В настоящее время размер пособия колеблется в регионах от 70 до 1000 рублей.

Хочу напомнить о существовании асоциальных семей, в которых родители могут не тратить эти деньги на нужды ребенка. В Санкт-Петербурге уже ввели специальные социальные карты. Мама или папа могут приобрести товары для ребенка с их использованием только в специальном магазине. Система специальных социальных карт и магазинов более эффективна, чем выплата пособий на руки.

Также считаю необходимым создание в регионах специальных программ обучения и переобучения для молодых мам, чтобы после выхода из декретного отпуска на работу они не теряли трудовых навыков.

Существенный элемент демографической политики – пропаганда здорового образа жизни и предоставление населению необходимых условий для занятий спортом. Понятие «здоровый образ жизни» предполагает и привлечение внимания родителей и детей к проблемам правильного, здорового питания, профилактику вредных привычек, асоциального и антисоциального поведения.

Кроме того, необходимо развивать и поддерживать индустрию детских товаров. В этой сфере уже сейчас происходят очевидные положительные сдвиги. Важным показателем заботы о семье, материнстве, детстве будет предоставление возможности родителям приобретать качественные детские игрушки российского производства. Ведь от того, какими игрушками играют наши дети, зависит их мировоззрение, понимание и приятие родной культуры. Развитие социально-ориентированной индустрии является залогом формирования в России «дружественной среды» по отношению к семьям с детьми».

Светлана Журова о перспективах Года Учителя

В Год Учителя нам предстоит серьезная работа по совершенствованию отечественной системы образования и упрочению статуса учителя. На первом заседании организационного комитета по проведению Года Учителя под председательством Владимира Путина были обозначены основные направления работы, способствующие развитию творческого и профессионального потенциала учителей. Планируется модернизация подходов к организации труда учителей на методологическом, методическом и законодательном уровнях.

Я не открою секрета, если озвучу проблемы, которые волнуют наших учителей: низкие зарплаты, сложности с приобретением жилья, отсутствие социального пакета (это зависит от региона, но в целом картина удручающая). У отечественного образования женское лицо, ведь работа в школе – практически альтруизм. Но как в воспитании ребенка необходимо равноправное участие матери и отца, так и в образовании необходима мужская логика, мужская позиция. Учитель, по сути, обладает огромным потенциалом влияния на ребенка. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы эту профессию осваивали самые достойные. Сейчас же действительно немного молодых людей, юношей, которые хотели бы стать учителями – ведь это считается непрестижным, сложно обеспечить семью с зарплатой учителя. Сложившийся стереотип возможно сломать только одновременным усилением материальной составляющей и кадрового отбора. Развивая инфраструктуру в школах, что уже происходит благодаря реализации нацпроекта «Образование», мы должны в равной степени заботиться о качестве педагогических кадров. Необходимо выстраивать гибкую систему повышения квалификации учителей в профильной (предметной) и «вспомогательной» сферах (в области компьютерных технологий, социального проектирования, этики, педагогики и психологии).

Очень важна эмоционально-психологическая составляющая процесса обучения. Стоит отходить от авторитарных коммуникативных стереотипов во взаимоотношениях «директор – учитель», «учитель – ученик». Авторитарными методами мы никогда не сможем воспитать критически мыслящих, свободных людей. На смену патернализму, выражающемуся в том числе в формах и методах обучения – к примеру, в отсутствии постоянной обратной связи во время уроков, в специфике обращения, должен прийти субъект-субъектный подход, который декларируется, но внедряется с трудом. В царской России учителя к ученикам обращались на «Вы», что само по себе показатель уважительного отношения и настоящее признание равенства.

В современных школах должны формироваться творческие проектные команды, состоящие из учителей и учеников, ведущих совместные исследования. Так мы сможем выстраивать систему научного наставничества уже в общеобразовательных учебных заведениях, постепенно прививать вкус к исследовательской работе.

В Год учителя нас ожидает переход к образовательным стандартам нового поколения, цель которых – не ограничивать результаты педагогического процесса только знаниями. Грамотность учеников в предметных областях, способность и готовность к постоянному обновлению информации, социальная и культурная зрелость должны стать новыми ориентирами для учителя. Именно эти компетенции позволят нашим выпускникам занять нишу уникальных специалистов, авангарда инновационной экономики.

Министерство образования и науки, Комитет Государственной Думы по образованию планируют продолжение работы по совершенствованию процедуры ЕГЭ, в том числе по снижению психологической нагрузки на школьников. Чтобы ЕГЭ не был таким сильным стрессом, необходимо приводить в соответствие систему обучения и оценки знаний.  Если ребенок несколько лет занимается и оценивается по одним требованиям и методикам, а потом вдруг требования меняются, разумеется, он будет психологически к этому не готов, даже если владеет информацией. Но это, конечно, требует планомерной работы в течение нескольких лет.

В Послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев уделил большое внимание вопросам образования, в том числе уроку физкультуры: «Уже в следующем году будет введён новый норматив занятий физкультурой – не менее трёх часов в неделю и обязательно с учётом индивидуальных особенностей детей». Я считаю, что эта инициатива позволит нам приобщить детей к здоровому образу жизни благодаря уроку, который станет, я надеюсь, интересным и любимым.

В Год Учителя нам предстоит интенсивная законотворческая деятельность, которая должна будет обеспечить эффективную работу образовательных учебных заведений в современных условиях.

В Новом Году я от всей души хочу пожелать учителям крепкого здоровья, оптимизма, талантливых учеников и новых творческих идей. Пусть все перемены приносят вам радость! Успехов и благополучия!

Выступление Светланы Журовой на «круглом столе» «Международное сотрудничество в сфере культуры»

Дорогие друзья!

От лица руководства Государственной Думы позвольте поприветствовать вас на круглом столе «Международное сотрудничество в сфере культуры».

Не вызывает никакого сомнения, что сотрудничество в области культуры способствует сближению народов, росту взаимопонимания между народами в большей степени, нежели любые политические договоренности, любое торгово-экономическое взаимодействие.

Расширение культурного сотрудничества между народами должно опираться на взаимный интерес людей друг к другу, принятие чужой культуры, на диалог и духовное взаимообогащение.

Культурное разнообразие народов, населяющих нашу страну, является своеобразной гарантией нашей открытости  восприятию культур народов мира, нашего уважения к культуре всех народов без различия расы, пола, языка или религии.

В настоящее время нашей страной подписаны Межправительственные соглашения о сотрудничестве в области культуры с большим количеством стран. На территории России действуют десятки культурных центров зарубежных стран, и десятки культурных центров России созданы по всему миру.

Масштабными проектами в области международного культурного сотрудничества для нашей страны являются регулярно проводимые Годы России в зарубежных странах, Годы русского языка в зарубежных странах и, соответственно, Годы других государств в России и Годы иностранных языков в России. Тем не менее, необходим более системный подход к внешней культурной политике по вопросам сохранения и продвижения русского языка в странах СНГ и в мире. К сожалению, за последние 20 лет мы потеряли около 40 млн.человек, говорящих на русском языке. Ни один язык не несет таких потерь.

Я очень рада, что культурное сотрудничество развивается на региональном уровне. Это обеспечивает более широкий охват населения для культурного обмена, способствует более глубокому пониманию культуры собственного народа, формирует толерантное молодое поколение.

Современная молодежь достаточно мобильна и активно включена в процессы международного сотрудничества и в сфере образования, и в сфере культуры. В настоящее время набирает обороты и открывает новые таланты международное Дельфийское движение. В соревнованиях применяется эффективная система поиска и поддержки талантов. Именно на этих соревнованиях можно увидеть, как зажигаются новые звезды искусства.

Прочные культурные связи налажены между российскими театрами, музеями, учебными заведениями и их зарубежными коллегами. Выставки российского искусства, экспозиции ведущих музеев, гастроли отечественных исполнителей классической музыки, театра и балета традиционно становятся важным событием в общественной жизни зарубежных стран, равно как и значительными событиями в культурной жизни нашей страны являются аналогичные мероприятия наших зарубежных партнеров на территории России. Проведение совместных фестивалей, стажировок, выставок, мастер-классов – все это, безусловно, является стержнем для нашего взаимопонимания с народами других стран.

Выступление С.Журовой на круглом столе по проблемам совершенствования трудового законодательства в сфере физической культуры и спорта

Рада приветствовать всех присутствующих на круглом столе «Актуальные проблемы совершенствования трудового законодательства в сфере физической культуры и спорта и нормативно-правового обеспечения страхования жизни и здоровья спортсменов – членов спортивных сборных команд Российской Федерации».

Проведение сегодняшнего круглого стола это не просто очередное мероприятие в Государственной Думе «для галочки», а попытка разобраться в существующей проблематике. В мой адрес, в адрес комитета по физической культуре и спорту поступают многочисленные обращения профессиональных спортсменов и профессиональных союзов спортсменов об участившихся случаях нарушений трудового законодательства в сфере спорта во время мирового экономического кризиса. И это несмотря на то, что в Трудовом кодексе уже полтора года существует отдельная глава «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров».

Сегодня никто уже не сомневается в том, что профессиональные спортсмены являются наемными работниками, отдающими силы, способности, опыт, здоровье и т.д. своим работодателям — клубам (командам, федерациям и т.п.), за которые они выступают. Ведь, современный, прежде всего, профессиональный спорт, развиваясь, постепенно уходит из сферы физической культуры, становясь частью культуры экономической. Это общемировая тенденция.

Добавление специальной Главы в Трудовой Кодекс стало значимым событием в развитии трудового законодательства и законодательства о физической культуре и спорте в нашей стране.

Изменения в Трудовой кодекс законодательно сняли проблему коллизии норм трудового и гражданского права в части урегулирования отношений между работником (спортсменом) и физкультурно-спортивной организацией (работодателем), путем заключения трудовых договоров и гражданско-правовых.

Но споры о необходимости регулирования отношений спортсмен/тренер – работодатель в профессиональном спорте исключительно посредством трудового права не затихают до сих пор.

Одни говорят, что эти отношения настолько уникальны, что не могут быть предметом трудового права, так как трудовое право не способно учитывать все особенности труда спортсменов.

В поддержку приоритета гражданского права говорят, что оно более гибкое, и в отличие от трудового законодательства позволяет защитить интересы спортивной организации. И что договор возмездного оказания услуг, в отличие от трудового договора, позволит решить проблему «контрактной стабильности».

В тоже время, рассмотрение отношений спортсмен/тренер – организация с точки зрения гражданско-правовой также подвергается критике. Противники, ссылаются на то, что данное решение выгодно лишь самой организации, в чьих интересах «закрепить» спортсмена, диктовать ему свою волю, что, учитывая свободу договора, приведет к заключению «кабальных» сделок.

Наконец, наиболее серьезным аргументом в пользу применения Трудового Кодекса в профессиональном спорте являлась его социальная направленность, гарантии, которые он предоставляет, договор же возмездного оказания услуг делает спортсменов незащищенными. И законодатель пошел именно по этому пути.

Однако, для решения обсуждаемой нами проблемы принципиальное значение имеет не кто чего говорит, а правовая природа отношений между организацией и спортсменом.

Так, распространение норм трудового права на представителей «одиночного спорта» сопряжено с определенными трудностями. Равно как и законодательно закрепленная обязанность спортсменов заключать трудовые договора со спортивными обществами, членами которых они являются. Что явно противоречит законодательству об общественных организациях.

С другой стороны, трудовые отношения в «командных видах спорта» требуют более детального законодательного регулирования. Не вызывает сомнений отнесение профессиональных футболистов, хоккеистов, гандболистов к работникам в понимании трудового права.

Исходя из изложенного, необходим дифференцированный подход к отношениям организация-спортсмен.

Использование в профессиональном спорте норм трудового права дает максимально ощутимую социальную защиту спортсмену, как экономически активному, занятому гражданину, реализующему свое право на труд. Таким образом человек не лишается оплаты больничных листов, пособий по беременности и родам, отпусков, ограничений по удержаниям из заработной платы и т. д.

Но вместе с тем, в сфере правового регулирования трудовых отношений в спорте  осталось еще много не решенных проблем. Это касается оплаты труда работников спортивной сферы, социального страхования, правового статуса, налоговой политики и других не менее актуальных для нашей отрасли вопросов. И чтобы добиться здесь реального успеха, прежде всего необходимо всю нормативно-правовую базу, регулирующую как спортивную деятельность, так и трудовые отношения в спорте, привести в соответствие с  принципами и нормами как международного, так и внутреннего права. О чем мы здесь с вами сегодня и собрались поговорить.

Выступление С.С.Журовой на V Всероссийском Медиафоруме партии «Единая Россия» в рамках секции «Социальные проекты Партии»:

Выступление С.С.Журовой на V Всероссийском Медиафоруме партии «Единая Россия» в рамках секции «Социальные проекты Партии»:

Социальные партийные проекты, как уже показал наш опыт — это один из эффективнейших механизмов модернизации страны в рамках национального курса Стратегия 2020. А значит необходимо его дальнейшее творческое развитие.

Нами уже проделана серьезная работа в области проектной деятельности Партии, накоплен большой опыт. Ведь, в настоящее время с различной степенью активности реализуются 37 партийных Проектов, являющихся, по сути, основой стратегии  комплексного плана развития страны в ближней и дальней перспективе.

Хочу отметить, как социальные проекты партии в полной мере сумели себя зарекомендовать, как эффективный механизм актуализации и решения насущных проблем общества на региональном и федеральном уровнях. Конечно же, требующий еще более тонкой отладки и  большей доработки.

В центре партийных проектов у нас всегда был и остается человек, с его интересами, проблемами, устремлениями и надеждами.

Мы все, хотим видеть Россию современным, цивилизованным, демократическим государством, дружественным собственным гражданам, способным обеспечить россиянам максимально благоприятные условия для самореализации и творчества. И тогда мы обязательно сумеем направить накопившуюся в нашей стране энергию в ускорение модернизации, цель, которой очевидна. Она предназначена соединить демократию и рыночную экономику с социальной чувствительностью, которая бы, в числе прочего, гарантировала народу социальное согласие.

Основная трудность в реализации политики развития человека состоит в том, что в российском обществе сильно ощущается дефицит гуманизма — распространены цинизм, пренебрежение к правам и интересам других людей, окружающей среде. А также сильны иллюзии по поводу того, что «светлого будущего» можно достичь ценой ущемления прав других граждан. Именно поэтому, для того, чтобы политика развития человека принесла реальный эффект, необходимы усилия по  формированию позитивного, гуманистического духа нации.

Исходя из этого, Партией для превращения России в современную цивилизованную страну, предпринимаются меры не только экономического характера, но и по развитию системы социальной поддержки,  образования, здравоохранения, обеспечения личной безопасности граждан, доступности и качества жилья, экологического равновесия, а также, формированию гуманной общественной и информационной среды.

Цель политики развития человека – это создание максимально комфортных условий проживания в стране для всех россиян, включая будущие поколения. И такие наши социальные проекты, как «Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов», «Урок физкультуры XXI века», «Единая страна», «Историческая память» и другие, предоставляют людям в полной мере возможности для их самореализации.

На 1 ноября 2009 года нами уже открыто 149 спортивных комплексов. Еще ведется строительство 119 в 66 регионах страны. Реализация этой программы даст мощный импульс развитию любительского спорта в России. В рамках проекта «Единой России» физкультурно-оздоровительные комплексы не только строятся, но и полностью оснащаются инвентарем. Причем доля российского оборудования составляет около 70%. Этот социальный проект Партии уже послужил примером для регионов, катализатором их активности.

Уже можно сказать, что совсем не случайно, широкий отзыв в обществе нашел наш проект «Историческая память». Ведь, еще писатель и историк Николай Карамзин сказал: «Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости». Действительно, если у человека нет прошлого, вряд ли он будет понимать свое будущее.

Не остаются в стороне от нашего внимания и вопросы культуры, так как, Партия «Единая Россия» исходит из того, что культура – это не привилегия элит, а среда обитания народа. Именно, поэтому, одним из самых приоритетных направлений в области культуры для нас является развитие библиотечного дела в стране, в рамках проекта ” Библиотеки России”. Наша задача здесь — вернуть читателей в библиотеки, остановить падение интереса к чтению и, как следствие, оскудение интеллектуального и культурного потенциала страны.

Именно на преодоление межведомственной разобщенности в деятельности учреждений, формирующих культурную среду страны, а также укрепление межрегионального сотрудничества и расширение культурных связей направлены наши усилия при осуществлении партийных культурных проектов. Которые, вне всякого сомнения, требуют придания им дополнительного импульса.

О послании Президента Федеральному Собранию

В первую очередь, хотелось бы отметить то, как в этом году готовилось Послание президента Федеральному Собранию. В его подготовку были вовлечены практически все институты гражданского общества. Проводилось всенародное обсуждение, призывом к которому была статья Медведева «Россия, вперед!».

И как итог, в своем Послании президент учел предложения не только политических партий и общественных объединений, но и рядовых граждан, написавших ему по Интернету. Это в очередной раз показывает, как эффективно власть может взаимодействовать с обществом.

Порадовало то, что президент в своем Послании уделил очень много внимания образованию и культуре. Все услышали о том, что повышение качества и модернизация нашей системы образования – это задача на ближайшее время. Но президент говорил не только о качестве образования (ЕГЭ, новых школах), но и его доступности, особенно в сельской местности. Это возможно обеспечить, в том числе путем дистанционного электронного образования.

Меньше года назад я была инициатором созданием рабочей группы в Минобразования о проведении эксперимента по внедрению электронного образования. Положение об этом эксперимента планируется выпустить уже в декабре. Президент также обратил внимание на дополнительное образование. По его мнению, оно должно быть не только физическим, но и эстетическим. Я с этим полностью согласна. Президент предложил сделать это на базе школ.

Я уверена, что в Послание президента были включены рекомендации и пожелания партии «Единая Россия», в частности об обязанности беречь единое культурное пространство страны во всём его многообразии, помогать сохранению богатых национальных традиций народов России. Мы не сможем построить будущего, не зная и не сохраняя то, что сделали наши деды и прадеды. Общие культурные ценности объединяют страну, поэтому нельзя допустить размывания общего культурного пространства, именно об этом говорил президент, именно этого добивается сейчас наша партия.

Много было сказано и про спорт. Для меня важно было то, что я услышала о необходимости разработки новых форм проведения уроков физкультуры. Хочу отметить, что в ближайшее время стартует партийный проект «Урок физкультуры XXI века», который поможет сделать урок физкультуры интересным и современным. Получается, что мы уже реализовали одно из Посланий президента. Уже через полгода партия, учитывая мнение широкой спортивной общественности, сможет внести Министерству образования предложения по этому поводу.

Главная задача молодого человека быть здоровым. Его успешность должна заключаться в том, чтобы сохранить свое здоровье.

Президент также обозначил некоторые приоритеты в политической жизни страны. В частности, хочу остановиться на том, что касается работы партий в регионах. Мне импонирует то, что теперь в парламентах субъектов должны будут выслушивать мнения и тех партий, которые не прошли на выборах, но существуют на территории субъекта. Ведь предложения и пожелания их избирателей тоже должны быть услышаны властью.

Отдельно хочу отметить, дополнительное поручение президента правительству – предусмотреть средства на обеспечение квартирами всех ветеранов, независимо от того, когда они подали заявление на улучшение жилищных условий. Очень многие ветераны приходили ко мне на прием с жалобами на то, что они не могут рассчитывать на улучшение жилищных условий, т.к. встали на учет после 2005 года. Сегодня Дмитрий Анатольевич сказал, что всех ветеранов гарантировано обеспечат жильем. Для меня это важно, т.к. таких обращений в Ленобласти было очень много.

В заключение Послания президент сказал, что мы страна-победитель, мы дети и внуки победителей. Поэтому Россия должна быть таковой во все времена. Завершая, тоже скажу: «Россия вперед!».